Задача про рыбку
Загадка Эйнштейна. С одной стороны улицы подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает уникальное растение, напиток и домашнее животное. Кроме того:
Считается, что эту загадку могут решить в уме лишь 2% людей.
Решают многие, но взяв карандаш и бумагу. Мы настолько привыкли к этим инструментам, что считаем их частью себя.
В действительности, удержать в уме пять объектов с их пятью признаками очень трудно.
Простейшие инструменты усиливают нашу память и внимание.
А ЧТО ИЗМЕНИТСЯ, если мы ещё добавим инструментов?
Магнитная доска, рамка (фрейм), карточки с признаками объектов, - и смышлённый десятилетний ребёнок справится с этой задачей!
Видео-фрагмент решения задачи можно посмотреть здесь: У кого живёт рыбка?
Задача про карточки в шляпе
Задача про корабли и порты
Решение задачи приведено по книге :
Допустим, что у Вас есть только электронные таблицы. Для каких тем курса информатики Вы сможете подготовить практическое задание?
Щелкните дважды по встроенной доске и напишите Ваши идеи.
- Англичанин живёт в красном доме.
- Швед держит собаку.
- В зелёном доме пьют кофе.
- Датчанин предпочитает чай.
- Зелёный дом — по соседству слева от белого.
- В доме, где растёт полынь, разводят птиц.
- В жёлтом доме растёт душица.
- Молоко пьют в доме посередине.
- Норвежец живет в первом доме.
- Человек, выращивающий мяту, живёт рядом с хозяином кошки.
- Дом, где растёт душица — рядом с тем, где держат лошадь.
- Любитель васильков пьёт пепси.
- У немца растут ромашки.
- Норвежец живёт рядом с синим домом.
- Тот, у кого растёт мята, живет рядом с тем, кто пьет воду.
Вопрос:
У кого живёт рыбка?
Считается, что эту загадку могут решить в уме лишь 2% людей.
Решают многие, но взяв карандаш и бумагу. Мы настолько привыкли к этим инструментам, что считаем их частью себя.
В действительности, удержать в уме пять объектов с их пятью признаками очень трудно.
Простейшие инструменты усиливают нашу память и внимание.
А ЧТО ИЗМЕНИТСЯ, если мы ещё добавим инструментов?
Магнитная доска, рамка (фрейм), карточки с признаками объектов, - и смышлённый десятилетний ребёнок справится с этой задачей!
Видео-фрагмент решения задачи можно посмотреть здесь: У кого живёт рыбка?
Задача про карточки в шляпе
Лотерея. На каждой из десяти
карточек из плотной бумаги написали по
одному целому числу от 1 до 10. Карточки
тщательно свернули, бросили в чью-то
шляпу и пригласили каждого из пяти
счастливых обладателей выигрышных
билетов вытянуть по две карточки. К
сожалению, при записи результатов
лотереи произошла ошибка. В то время
как один из членов тиражной комиссии
называл вслух числа, стоявшие на
извлеченных из шляпы карточках (например:
«Пять и семь»), другой по рассеянности
складывал эти числа и записывал лишь
их сумму (в рассмотренном нами примере
он записал число 12). Поэтому результаты
лотереи (не совпадающие с истинными
размерами выигрышей) в протоколе
распределились так: Эрдеи – 11, Фёльди
– 4, Хедьи – 7, Мезеи – 16, Визи – 17. Между
тем каждый из пяти участников лотереи
должен получить по два выигрыша в
соответствии с теми двумя числами,
которые значились на вытащенных им
карточках. Нельзя ли установить, какие
два числа выпали каждому участнику
лотереи? (Вытащенные один раз карточки
обратно в шляпу не возвращались.)
Указание к решению в электронных таблицах (ЭТ) смотрите здесь:
Указание к решению в электронных таблицах (ЭТ) смотрите здесь:
Задача про корабли и порты
Решение этой задачи приводится по книге "Я иду искать (решаем логические задачи в электронных таблицах), автор И.В.Обухова.
отрывок "игра и логика" из 6 главы, стр.185-188.
краткая справка: "Пазл (от англ. jigsaw puzzle) – логическая игра, по сути, представляет собой мозаику, которая состоит из множества фрагментов различной формы. Ваша задача – собрать изображение из элементов. Шаг за шагом, деталь за деталью, кусочек за кусочком – и мы, наконец-то, получаем долгожданный результат! Цельная картинка собрана! В голове буря эмоция, в душе хорошее настроение, мы довольны собой! Это уникальное изобретение человечества.
отрывок "игра и логика" из 6 главы, стр.185-188.
краткая справка: "Пазл (от англ. jigsaw puzzle) – логическая игра, по сути, представляет собой мозаику, которая состоит из множества фрагментов различной формы. Ваша задача – собрать изображение из элементов. Шаг за шагом, деталь за деталью, кусочек за кусочком – и мы, наконец-то, получаем долгожданный результат! Цельная картинка собрана! В голове буря эмоция, в душе хорошее настроение, мы довольны собой! Это уникальное изобретение человечества.
«Логические пазлы»
– это не компьютерный аналог настольной игры – это другая игра, но в ней тоже
требуется собрать отдельные элементы в единое
целое. В логической задаче информация о свойствах объектов перепутана и
разрознена, нужно выбрать из текста слова-имена объектов и оформить их как
таблицу. Для игры нужны динамические (электронные) таблицы.
Цель игры:
установить взаимнооднозначное соответствие нескольких множеств, на одном из
которых задан линейный порядок. Правила игры, по сути, правила логики.
Ход игры. Подготовим
таблицу-рамку, дадим названия столбцам и пронумеруем строки. Нумерация строк в
таблице идет сверху вниз. По умолчанию, счёт идет слева направо. Элемент, о
котором в тексте сказано «левее» располагаем в таблице выше. В таблице «ниже» – в тексте «правее». Читаем условия
задачи, и выстраиваем данные в соответствии с условиями, то есть, формируем
«пазлы» (подробно процесс формирования «пазлов» рассматривается на примере задачи «Каждому кораблю – в свой порт»). Играем
«пазлами»: смотрим, какой из них к какому подходит, подстраиваем их друг к
другу и устанавливаем в таблицу-рамку. Первоначальное количество строк под
таблицей-рамкой будет соответствовать числу условий, а окончательное число
строк совпадет с количеством объектов задачи. Когда все имена свойств находятся
на своих местах в рамке-ответе, то игра завершается.
Каждому кораблю — в свой порт. В порту пять кораблей.
- Греческий корабль отчаливает в шесть. Он везет кофе.
- У корабля, который в середине – черная труба.
- Английский корабль отплывает в девять.
- Французский корабль, у которого синяя труба, пришвартован слева от корабля, который везет кофе.
- Справа от корабля, на котором груз какао, корабль, который плывет в Марсель.
- Корабль под бразильским флагом направляется на Манилы.
- Рядом с кораблем, на котором рис, – корабль с зеленой трубой.
- Корабль, плывущий в Геную, отходит в пять.
- Испанский корабль отплывает в семь и находится справа от корабля, плывущего в Марсель.
- Корабль с красной трубой направляется в Гамбург.
- Рядом с кораблем, который отчаливает в семь, корабль с белой трубой.
- На крайнем корабле – зерно.
- Корабль с черной трубой отплывает в восемь.
- Корабль с зерном пришвартован рядом с кораблем, на котором груз риса.
- Корабль, следующий до Гамбурга, отчаливает в шесть.
Решение. Подготовим таблицу-рамку, дадим названия столбцам и
пронумеруем строки. При первом чтении условий задачи запасем «мешки» с данными:
занесём каждый признак объекта в соответствующий ему столбец, пока под
основной таблицей 1.
Таблица 1. Модель рамки-ответа и
мешков с данными
|
|||||
Рейд
|
Флаг
|
Порт
|
Труба
|
Груз
|
Время
|
Лево
|
|||||
№1
|
|||||
№2
|
|||||
№3
|
|||||
№4
|
|||||
№5
|
|||||
Право
|
|||||
Мешки
|
Мешки
|
Мешки
|
Мешки
|
Мешки
|
|
Греческий
|
Генуя
|
Белая
|
Зерно
|
Пять
|
|
Английский
|
Гамбург
|
Зеленая
|
Какао
|
Шесть
|
|
Французский
|
Манилы
|
Красная
|
Кофе
|
Семь
|
|
Бразильский
|
Марсель
|
Синяя
|
Рис
|
Восемь
|
|
Испанский
|
Порт-саид
|
Черная
|
Чай
|
Девять
|
Формируем «пазлы». Читаем условия задачи, и выстраиваем
данные в соответствии с условиями. Обратите внимание, что отношение «рядом»
неоднозначно, это может быть и слева и справа.
Для записи первого условия определим строку ниже таблицы, и
в этой строке запишем флаг, время и груз из данного условия. Это будет «пазл
1». Для трубы из второго условия место
на рейде указано, поэтому дополнительная строка не нужна. В четвертом условии сказано, что корабль с
синей трубой слева от корабля с грузом кофе. Но кофе уже выбрано из мешка с
грузами и находится в «пазле 1», поэтому вставим пустую строку перед кофе, и
теперь в этом «пазле» две строки. Для
пятого условия сразу потребуется две
строки. А вот рис из седьмого условия лучше пока оставить в мешках. Для записи
девятого условия добавим строку после пятого условия, обратим внимание, что
«пазл 2» теперь занимает три строки. Зерно пока оставим в мешках. Порт из 15
условия дополнит «пазл 1», а время из 13 условия займет окончательное место на
рейде. «Пазлы» сформированы (таблица 2).
Таблица 2. Модель условия из пазлов.
Рейд | Флаг | Порт | Труба | Груз | Время |
№1 | |||||
№2 | |||||
№3 | Черная | Восемь | |||
№4 | |||||
№5 | |||||
"мешки" | |||||
Белая | |||||
* | Зеленая | ||||
* | Рис | ||||
Зерно | |||||
Чай | |||||
Порт-саид | |||||
Пазл1 | Французский | Синяя | |||
Пазл1 | Греческий | Гамбург | Красная | Кофе | Шесть |
Пазл2 | Какао | ||||
Пазл2 | Марсель | ||||
Пазл2 | Испанский | Семь | |||
Пазл3 | Бразильский | Манилы | |||
Пазл4 | Генуя | Пять | |||
Пазл5 | Английский | Девять |
Играем «пазлами»: смотрим, какой из них к какому подходит?
«Пазл» с каким флагом подойдет к черной
трубе, место которой на рейде уже определено? Совмещаем «пазлы» при помощи операций Копирование и Специальная
вставка с параметром Пропускать
пустые ячейки. Внимательно следим, чтобы не произошло потери информации при
совмещении условий. «Пазлы» установлены (таблица 3).
Таблица 3. Преобразование условия в
ответ.
|
|||||
Рейд
|
Флаг
|
Порт
|
Труба
|
Груз
|
Время
|
№1
|
Французский
|
Генуя
|
Синяя
|
Пять
|
|
№2
|
Греческий
|
Гамбург
|
Красная
|
Кофе
|
Шесть
|
№3
|
Бразильский
|
Манилы
|
Черная
|
Какао
|
Восемь
|
№4
|
Английский
|
Марсель
|
Девять
|
||
№5
|
Испанский
|
Семь
|
|||
"мешки"
|
|||||
Белая
|
|||||
*
|
Зеленая
|
||||
*
|
Рис
|
||||
Зерно
|
|||||
Чай
|
|||||
Порт-саид
|
Остались данные в «мешках», про которые известно, с чем
рядом они находятся. Разберём «мешки» и
игра окончена, а задача решена.
У нас всё получилось!
Допустим, что у Вас есть только электронные таблицы. Для каких тем курса информатики Вы сможете подготовить практическое задание?
Щелкните дважды по встроенной доске и напишите Ваши идеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий